Урок по теме
"Кинетическая и потенциальная энергия"
Цель:
Образовательная:
- закрепление пройденного
материала (понятие работы и потенциальной энергии);
- анализ понятия кинетической
энергии и процесса превращения потенциальной энергии в кинетическую на
примере математического маятника;
- работа по формированию навыков
(анализ условия задачи, экспериментальная работа, работа в группе);
Воспитательная:
- воспитание мировоззренческих
понятий (причинно- следственные связи в окружающем мире, познавательность
мира);
- нравственное воспитание
(товарищеская взаимовыручка, этика групповой работы).
Развивающая:
- развитие навыков и умений
(классифицировать и обобщать, Формулировать выводы, самостоятельность
мышления);
- развитие грамотной устной речи;
- развитие навыков практической
работы.
Подготовка
Класс ещё с
начала учебного года разбит на четыре группы. 1 группа: дети очень
способные в предмете, заинтересованы, увлечены предметом 2группа: стабильно – хорошо работающие на
уроках учащиеся. 3 группа: ученики не всегда активные на уроках. 4
группа: работа этих учащихся требует постоянной коррекции и контроля. В
каждой группе сами учащиеся выбрали руководителя, который координирует работу
группы. По результатам определённого периода работы возможен переход из одной
группы в другую.
Оборудование:
Для
экспериментальной задачи заранее установлен математический маятник (на гвоздь в
доске прикреплён транспортир и длинная нить с металлическим шариком, массой 65
г ). Руководителю каждой группы выдаётся папка с файлами в которых разложены
задания по количеству человек в группе. Есть так же задания и других групп, для
того чтобы закончив задание раньше включиться в работу другой группы.
Ход урока.
Организационный
момент.
Учитель:
Цель сегодняшнего урока рассмотреть понятие кинетической энергии,
проанализировать процесс перехода потенциальной энергии в кинетическую на
примере математического маятника. Задача для 1-й группы: решить
экспериментальную задачу, объяснить её классу. Задача 2-й и 3-й группам: решить
и объяснить качественные и расчетные задачи на кинетическую и потенциальную
энергию. Задача 4-й группы: повторить пройденный материал, осознать процесс
перехода потенциальной энергии в кинетическую.
Проверка
домашнего задания
1-я, 2-я и
3-я группы пишут тест на два варианта для каждой группы, после окончания
тестирования обмениваются листочками между собой внутри группы, ставят друг
другу оценки, работы сдают учителю. В это время 4-я группа устно работает с
учителем.
Демонстрация. Экспериментальная задача 1-й
группы.
На примере
математического маятника определите, чему равна скорость шарика в нижней точке
траектории, в крайних положениях.
Опыт "
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно”.
При
проведении опыта ориентируются на следующие вопросы:
1. Что дано?
2. Для чего проводим опыт?
(сформулировать цель опыта по условию задачи).
3. Что делаем?
- Отвести влево шарик на 450
- Наблюдаем колебания шарика
- Отмечаем верхнее и нижнее
положения шарика, проводим горизонтальные прямые
- Отклоняем шарик снова до
верхнего положения
- Наблюдая за шариком ставим
преграду, что происходит с шариком?
4. Что заметили?
- Шарик поднялся на …
- Что происходит с шариком в
крайнем положении?
- Что происходит с шариком в
крайней точке траектории?
- Как шарик движется с преградой?
5. Сделать качественный анализ
результатов (объяснить).
6. Оформить расчетную часть задачи.
Весь класс в
это время наблюдает опыт, высказывают свои предположения о том, что должно
получится. Когда 1-я группа записала условие задачи на доске (высота, на
которую поднялся шарик, заранее определённая перед уроком, масса шарика), все
остальные приступают к выполнению заданий в группах, а 1-я группа выполняет
расчеты.
Решение
задач
Задачи для
решения 2-й и 3-й группе.
№1.
Приведите примеры тел обладающих одновременно и потенциальной и кинетической
энергией.
№2. Какой
энергией обладает африканский слон, бегущий со скоростью 40 км?ч, масса
которого 4.5т?
№3. Масса
самосвала в 12 раз больше массы легкового автомобиля, а скорость в 6 раз меньше
скорости легкового. Кинетическая энергия:
- грузового в два раза больше
- легкового в два раза больше
- легкового в три раза больше
- одного в 36 раз больше, чем у
другого.
№4.
Кинетическая энергия тела равна 20 Дж, а его импульс 10 кг м?с. Найдите скорость
тела.
Задание для
4-й группы.
После того
как решена задача №11 из своей папки. Учащиеся этой группы решают задачи для
2-й и 3-й групп. Задачи вызывающие затруднения разбираются на доске самими
учащимися.
Выполнив
экспериментальную задачу, 1-я группа присоединяется к остальным. Для детей
решающих вперёд есть резервные задачи, оцениваемые отдельно.
Резервные
задачи.
№1. Камень
массой 4.5 кг бросают вертикально вверх с начальной скоростью 72 км/ч. На какую
высоту поднимется камень?
№2. Снаряд,
выпущенный вертикально вверх, достиг максимальной высоты 1 км. Какой скоростью
он обладал на половине высоты?
№3.
Хоккейная шайба массой 160г, летящая горизонтально со скоростью 25 м/с, влетела
в ворота и ударила в сетку, которая при этом прогнулась на 5 см. какова
максимальная сила, с которой шайба подействовала на сетку?
Объяснение
опыта
1-я группа
объясняет результаты опыта. Класс обсуждает выводы, при необходимости учитель
корректирует выводы учеников, исправляет ошибки. Опыт проводится повторно. С
более лёгким пластмассовым шариком. Результаты сравниваются.
Домашнее
задание
По данным о
новой технике (1, 35-44) составить задачу для другой группы. На этом же уроке
учащиеся обмениваются задачами.
Подведение
итогов урока.
В конце
урока учащиеся самостоятельно оценивают свою работу, как каждого в отдельности
так и группы в целом. Оценка группы учитывается при групповом зачете в конце
темы.
Литература
1. Перышкин
А.В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин. – М.:
Дрофа, 2005.
2. Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е Марон, Е.А.
Марон. – М.: Дрофа, 2007.
3. Башарулы
Р. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Р.Башарулы. – А.: Атамұра, 2007.
|